load

Предисловие


Мраморная
скульптура


Фонтаны
и лабиринты


Грот


Фотогалерея


Ссылки


На главную



Летний сад




Старейший памятник Санкт- Петербурга - Летний сад входит в историю нашего Отечества и его культуру как ценнейшее произведение садово-паркового искусства XVIII столетия. Его возникновение неразрывно связано с основанием Петербурга. В 1704 году на левом берегу Невы, там, где из нее вытекает река Фонтанка, началось создание летней царской резиденции - Летнего сада.

Летний сад с той поры претерпел большие изменения, сохранились лишь основные черты планировки, территория первых лет, Карпиев пруд, ценнейшая коллекция мраморной скульптуры.

В первые годы(1704-1707)работы под руководством Петра вел архитектор Иван Матвеев (Угрюмов) - расширял границы сада и определял его первоначальную планировку, начал сооружение фонтанов, осушение территорий, создания твердой почвы и посадку деревьев, готовил для государя хоромы Конау. Прибывший по требованию Петра зодчий Федор Васильев строил первые дубовые галереи коринфским ордером. К этому времени относятся известные нам самые ранние распоряжения царя о строительстве сада. В одном из них Матвееву предлагалось для подачи воды к фонтанам, устроить в реке, ''которая идет мимо моего двора'' ,специальное сооружение по приложенному чертежу. В другом Петр приказывает все строения и дворы снести на другую сторону Малой речки (Мойки).

В 1707 году Матвеев умирает, и организацию всех работ и наблюдение за строительством в свое отсутствие Петр поручает А. В. Кикину, а с 1709 года - А. Д. Меншикову. Над осуществлением задуманного плана под контролем царя в саду работали русские и иностранные архитекторы, садовники, огородники и сотни работных людей. В 1709 году Петр приказал прислать из Москвы в Петербург 13 молодых ребят по 17-18 лет для обучения садовому делу. Их прикрепляли учениками к садовникам - иностранцам. Некоторые из них в последствии работали самостоятльно и проявили выдающиеся способности в садово-парковом искусстве - С. Лукянов, И. Сурмин, И. Яковлев и другие. По распоряжению Петра для обучения садовому делу некоторых молодых людей посылали в европейские государства. В 1717 году в Голландию были направлены ученики Славяно-латинской школы Ермолай Крацев, Данила Овсянников и Иван Алабин. Они ''обучались садовому делу и изготовлению урнов ''.

Первыми в Санкт-Петербург приезжают архитекторы - иностранцы Доменико Трезини (1703), Яган Кинтлер (1707); в1712 году прибыл садовник Ян Розен, проработавший в Летнем саду около 13 лет (1712-1726), он руководил всеми садовыми работами. В 1713 году приехал архитектор А. Шлютер, в 1715 году - Б. К. Растрелли, весной 1716 года - Ж. Б. Леблон. Жан Батист Леблон был хорошо известен в Европе своими сочинениями орегулярных садах и лабиринтах Версаля. В 1715 году Петру привезли одну из его книг - '' Практика господина Леблона об огородах''. В библиотеке царя были и другие произведения и чертежи архитектора. Ж. Б. Леблон, в прошлом архитектор французского короля, в 1716 году приглашается на службу к русскому государю. Несколько позже в Россию из Италии прибыли архитекторы Г. И. Матарнови (1717) и Н. Микетти, из Голландии-Г. Фонболес и другие.

Активно развернувшиеся работы по созданию регулярного сада требовали определенного направления. Нужен был план. Таким, очевидно, одним из первых, явился план-чертеж, приписываемый Петру и условно относящийся к 1714-1716 годам. На этом плане четко указаны границы первоначальной планировки, показаны основные продольные, поперечные и лучевые аллеи и другие элементы.

Следующим изображением (чертежом) сада, вероятно, был план Яна Роозена. Он относится к 1716 году, основы его составил чертеж Петра. На этом плане показаны многие черты царского'' огорода '', отсутствующие на первом. Очевидно, в него вошли некоторые декоративные атрибуты регулярного сада, разработанные Леблоном, приехавшим в Петербург, как известно, в том же году. По-видимому, эти два первых плана легли в основу гравюры А. Ф. Зубова, выполненной в 1716-1717 годах, на которой сад изображен еще более подробно. На заболоченной местности огромных усилий потребовали работы по ее осушению, создания твердой поверхности и насаждению деревьев. Для осушения территории стали рыть пруды и каналы. Самым ранним водоемом была гавань. Затем в южной части сада, на месте естественного небольшого болотистого водоема, устраивают пруд, получивший название Карпиев.

В 1711 году вдоль западной части сада начали рыть канал, позже названный Лебяжьим. Он отделил сад от огромной площади, которую стали называть Большим лугом, затем Потешным полем. Лебяжий канал соединил Неву с ре кой Мойкой. В 1717 году работы были закончены. В те же годы прорыли Поперечный канал. Вытекавший из Лебяжьего, он шел к Фонтанке, но до реки не доходил и делил сад на две почти равные части. Тогда же соединили реки Мойку и Фонтанку, и основной массив сада оказался расположенным на острове. Пруды и каналы, как уже говорилось, были устроены для осушения территории сада, но в то же время они явились и декоративным его оформлением. Исключение составляла гавань или гаванец Петра, который у мыса, образуемого Невой и Фонтанкой, в которую впадала узкая часть гавани, имевшая форму ковша. В 1705 году Петр приказал углубить гавань везде на 8 футов и обложить стены ее каменными плитами. Гавань служила для подхода к саду на мелких судах. В те годы (до 1708 года) никакого дворца, или хором, на мысе еще не было.

Одновременно с устройством водоемов велись работы по укреплению почвы. Для посадки деревьев нужна была твердая поверхность. В течение нескольких лет из разных мест в сад завозили землю в огромных количествах. Деревья сажали и летом и зимой. Так, в октябре 1708 года доставили 60 дубов, но не смогли, так как от места, где их заготавливали, недалеко находился неприятель. Шведы все время пытались изгнать русских и часто подходили совсем близко к Санкт-Петербургу. Первое место в разработке декоративно-архитектурного оформления Летнего сада следует отвести Леблону. Сразу по приезде Леблона в Петербург Петр поручает ему составить ряд проектов, в том числе ''питергофскому гроту и питер гофскому огороду''. Когда чертежи были готовы, Меншиков посылает их царю, в то время нахо дившемуся в Голландии. В конце марта 1716 года они, с замечаниями Петра, были возвращены, и Меншиков на другой же день, отдавая их Леблону, велел все исполнить так, как указано в примечаниях царя. К сожалению, замечания, сделанные Петром к проекту, пока не обнаружены. Но декоративное оформление боскетов принадлежало Леблону. Они были наиболее нарядными, а один из них так и назывался - французский. Под влиянием французских регулярных садов в убранстве появились огибные дороги и другой декор.

Основные боскеты с затеями были расположены вокруг Главной аллеи (если идти от Невы), шедшей, как и теперь, по центру сада. Параллельно ей, по обе стороны, также были расположены аллеи, и все три пересекались поперечными. В одном боскете Леблон проектировал пруд овальной формы, в другом каскад с цветником и скульптурой, в третьем, с фонтаном в центре крестообразные дороги, в четвертом боскете - ''вольер и зверовой двор''. Овальный пруд создавался на первой площадке налево от Главной аллеи, между нынешними аллеями Невской, Косой, Дворцовой и Главной. Устройство пруда началось после смерти Леблона, и до отъезда во флот Петр руководил некоторыми работами - он сам разметил площадь пруда, следил, как отделывали стены кирпичом с цементом, на дно велел уложить глину. Но запущенная дважды вода не держалась, о чем ухавшему Петру сообщала Екатерина. Тогда он приказал поверх глины на дно уложить каменные плиты и залить цементом.

В центре пруда устроили не большой островок с беседкой, купол который завершался фонарем. Потолок беседки был затянут полотном. По периметру почти квадратного боскета стояли зеленые стены шпалерника и решетки из железной проволоки. Между решетками по берегу пруда помещались восемь деревянных домиков '' столярной работы '' - это '' птичьи палаты ''. Один из современников писал, что на пруду плавало множество уток, гусей и других птиц редких пород. Здесь же у берега был привязан маленький челн, на котором якобы шут Лакоста перевозил Петра на остров, кода царю хотелось побыть одному.

Севернее зверового двора расположен последний из четырёх основных баскетов с затеями - еловая роща. Ели в боскете создавали густую тень, а в крытых аллеях было так темно, что в них даже днём горели свечи в подвесных, специально изготовленных фонарей.
пожелания
Hosted by uCoz